Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?

Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?

Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?
СОДЕРЖАНИЕ

Деревянные шпалы

alt

Бывшие в употреблении деревянные шпалы

Порода древесины для шпал может быть разная (например Красный клён или Эвкалипт), в некоторых странах предпочитают дуб[3], а в некоторых, в силу экономических причин древесину хвойных пород, преимущественно сосну, хотя такие шпалы более подвержены износу[3]. Для предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками, чаще всего креозотом.

Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным баластом, малая чувствительность к колебаниям температуры[2]. Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м[2].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних условий и интенсивности эксплуатации) составляет от 7 до 40 лет. Деревянные шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, кедра[2], хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция их загнивания в местах крепления к ним рельсов.

Деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004.

  • Шпала 1 типа, пропитанная — используется для главных путей
  • Шпала 2 типа, пропитанная — используется для подъездных и станционных путей

Шпалы из дерева подразделяются на три вида:

  1. обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
  2. полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
  3. необрезные (отёсанные только сверху и снизу)

Пропитка шпал осуществляется каменоугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.

Для пропитки шпал производители используют комлекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и пр.

Пропитка древесины методом «вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжелых условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.

Предлагаем ознакомиться  Как спасти орхидею: без корней и без листьев дома
1
alt
Начальный вакуум, при котором в древесине создается разрежение.
2
alt
Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под давлением вводят антисептик.
3
alt
Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми антисептиками — для подсушки поверхности древесины.

Железобетонные шпалы

С 1970-х в СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.

Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?

Железобетонные шпалы представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках имеются площадки для установки рельсов, а так же отверстия под болты рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок используются так же костыльные и шурупные скрепления). Железобетонные шпалы изготавливаются с предварительным натяжением арматуры.

Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает, напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным составом.

Достоинства железобетонных шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал, а так же использования на грузонапряженных участках пути. Недостатки: недостаточная жесткость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона.[2].

Особенности использования и обработки

На самом деле, древесина по-прежнему остается своеобразным «стратегическим резервом» и очень часто используется при строительстве железных дорог временного или промышленного назначения. При относительно небольшом весе по сравнению с бетонными аналогами и минимальной цене она все так же актуальна для нужд экономики.

Единственный минус шпал из дерева – их гниение, а также порча изделий от различных насекомых, из-за роста грибка и плесени. Для предотвращения подобных возможностей широко применяется специальная обработка. Чем пропитывают деревянные шпалы на шпалопропиточных заводах?

Предлагаем ознакомиться  Пересадка деток стрептокарпуса - как отделить детку стрептокарпуса от листа

Креозотом пропитывались шпалы еще во времена бывшего СССР, этот метод считается классическим и на практике доказал свою «профпригодность». Достаточно сказать, что до сих пор большинство «креозотных» шпал отвечают всем нормам и техническим стандартам качества.

Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?

Креозот – это каменноугольное техническое масло, которое относительно безопасно для человека, но при этом отличается достаточно специфическим запахом, практически невыводимым даже через годы. Чем обрабатывают шпалы еще в наше время?

Стальные шпалы

alt

Стальные шпалы

Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими по весу. Такие шпалы иногда используется для временных подъездных путей, ветках промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они подвержены ржавчине.[4][5]

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко, Алжира[2].

Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того, металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных нагрузках на ось подвижного состава ?- до 60 тонн (нагрузки на ось подвижного состава МПС до 20 тн).[6].

Элемсепт и ЖТК

Относительно новым продуктом для обработки от современной химической промышленности стали порошки элемсепт. Шпалопропитка осуществляется при помощи автоклавов. При этом из дерева в вакууме полностью удаляется влага, делаются специальные проколы и под давлением подается порошок. В отличие от креозота, который должен проникнуть на максимально большую глубину, элемсепт-пропитка обеспечивает аналогичную защиту при проникновении всего на 3-4 мм.

Обработка шпал также может осуществляться новой пропиткой — ЖТК, которая по своим характеристикам не уступает креозоту и элемсепту, но при этом не имеет неприятного запаха. Обработанные шпалы не липнут к рукам и перчаткам, что облегчает процессы укладки и ремонта.

Предлагаем ознакомиться  Чем покрыть фанеру от влаги и гниения

Качественная обработка шпал деревянных теоретически способна обеспечить срок эксплуатации в районе 40-50 лет. Однако постоянные нагрузки сокращают срок службы до 15-20 лет.

Характеристика шпал, укладка шпал

alt

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла

alt

Путь на деревянных шпалах

Чем пропитывают шпалы и какие у них преимущества?

Длина шпал зависит от ширины колеи. В России применяют железобетонные шпалы длиной 270 сантиметров и деревянные длиной 275, 280 или 300 сантиметров. Под стрелочными переводами укладывают длинные разновидности шпал — стрелочные брусья, длина которых доходит до длины двух шпал.

В некоторых случаях взамен шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из железобетона или металла.

Количество шпал на один километр железнодорожного пути называется Эпюрой укладки шпал. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200 шпал. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр[1]. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км в кривых[7].

Шпалы в метрополитене

В московском метрополитене на закрытых участках пути применяются брусковые шпалы из соснового дерева I и II типов, пропитанные креозотом. На открытых участках линий применяются железобетонные шпалы. Длина шпал 270 см, поперечное сечение — 16х25 сантиметров. На стрелочных переводах метро, применяются брусья длиной от 270 до 675 см. На станциях применяются так называемые «шпальные коротыши» длиной 90—100 см.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

В первой очереди метро на прямом участке пути укладывалось 1600 шпал, на кривом 1760, со второй по пятую очередь было увеличено количество шпал, составив соответственно 1680 и 1840. При строительстве наземной части Филёвской линии число шпал было ещё более увеличено и составило соответственно 1840 и 2000.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector